X. Б. Ландгартен

ВВЕДЕНИЕ

Семейная арт-психотерапия основана на сочетании двух подходов — динамически ориентированной арт-терапии (Landgarten H., 1980; Naumburg M., 1966) и семейной системной терапии (Ackerman N., 1950; Bell J. 1953; Bowen M. 1960; Haley J. 1971). Она применяется как для диагностики, так и для лечения. Конечной целью использования арт-психотерапии, как в любого другого метода семейной психотерапии, является решение имеющихся в семье проблем. Однако в зависимости от применяемых методов способы достижения этой цели различны.

В качестве основного инструмента диагностики и лечения арт-психотерапия опирается на художественное творчество. Именно художественное творчество дает участникам психотерапевтическою процесса материал для исследования и решения их проблем. На начальном этапе психотерапии применяются директивные формы работы, позволяющие активизировать взаимодействие членов семьи и определить характерные для них особенности коммуникации. Это достигается путем анализа двух аспектов художественной работы: ее динамики и содержания (Landgarten II., 1980; 1987), Даже в ходе одной сессии клиницист может увидеть способы реагирования участников психотерапевтического процесса, которые характеризуют семейную систему в целом. Когда члены семьи включаются в процесс изобразительной деятельности, их действия и переживания объективизируются в продуктах художественного творчества. Таким образом, можно наблюдать связь причин и следствий, оценивать сильные и слабые стороны семьи и ее отдельных членов.

Невербальный характер изобразительной деятельности делает арт-психотерапию удобным средством работы с семьями, обладающими различным культурным опытом, особенно в тех случаях, если у клиентов и психотерапевта разное этническое происхождение (Lan'dgarten H., 1993). Чувства и мысли могут выражаться без слов. В тех случаях, когда существует культурный барьер, клиент чувствует, что его понимают, поскольку образы, отражающие его переживания, не требуют перевода на конвенциональный язык.

Приемы изобразительной работы достаточно просты, однако позволяют понять особенности конкретной семьи и помогают ее членам лучше осознать характер своих отношений. При этом задача создания высокохудожественной продукции не ставится, поскольку в арт-психотераиии эстетические критерии имеют вторичное значение. Чаще всего применяются такие материалы, как пастель, восковые мелки, фломастеры, газетная и хозяйственная бумага, фотографии из журналов (Landgarten H., 1993), пластилин, ножницы и клей.

Динамически ориентированная арт-психотерапия протекает на двух основных уровнях. Первый из них связан с непосредственным проявлением ведущих потребностей членов семьи, в то время как второй связан с их репрезентацией и удовлетворением на символическом уровне.

ОЦЕНКА

Начало психотерапевтического процесса связано с исходной оценкой внутрисемейных отношений, С этой целью на первой сессии членам семьи предлагается вместе создать какую либо несложную художественную работу Это может быть совместный рисунок, коллаж, скульптура из бумаги или пластилина.

Психотерапевт наблюдает за процессом создания, обращая особое внимание на следующие моменты.

1. Кому принадлежит инициатива, кто завершает работу, в какой последовательности работают члены семьи.
2. Чьи творческие идеи находят поддержку у других членов семьи, а чьи — нет.
3. Кто предпочитает работать на собственной ограниченной территории, а кто стремится работать на всем пространстве.
4. Кто из членов семьи пытается «вытеснить» других, в частности располагая свой образ поверх уже созданных рисунков.
5. Кто проявляет инициативу в установлении партнерских отношений в процессе художественного творчества, а кто демонстрирует агрессивность и избегает контактов.
6. Кто стремится обособиться от других.
7. Где и кто из членов семьи располагает свои рисунки (в центре, в углах, сбоку, по всему пространству).
8. Сколько места занимают рисунки каждого.
9. Кто проявлял независимость, а кто больше полагался на других.
10. Чьи рисунки провоцировали сильные чувства и как другие на них реагировали.
11. Изменялась ли позиция и характер рисунков лидера.
12. Кто работал наиболее продуктивно, а кто — наименее.
13. Носило ли взаимодействие членов семьи хаотический характер или имело определенную структуру.
14. Работали ли члены семьи и определенной последовательности или одновременно.
15. Работали ли они сообща или их действия и рисунки противоречили друг другу.

Оценка перечисленных моментом позволяет психотерапевту оценить особенности взаимодействия членов семьи, наличие внутрисемейных альянсов, стили коммуникации и роли отдельных членов семьи, а также общую структуру внутрисемейных отношений.

СЕМЕЙНЫЕ ТЕОРИИ И СТИЛИ РАБОТЫ

В зависимости от предпочтений и подготовки специалистов в арт-психотерапии используются различные подходы. В ней могут реализоваться самые различные концепции лечения — психоаналитический, экспериентальный, бовенианский, структурный, коммуникативный, стратегический, бихевиоральный подходы. Характер работы также во многом определяется тем, как психотерапевт воспринимает свою роль. Так, представители психоаналитического направления (Acker-man N., 1966) предпочитают занимать отстраненную позицию и анализируют поведение членов семьи, процесс и результаты изобразительной деятельности.

Представители экспериентального направления (Satir V, 1965; Whitaker С, 1976) стремятся к более активному взаимодействию с участниками психотерапевтического процесса и обращают особое внимание на проявления их личностного роста. Они стремятся к обогащению творческого опыта членов семьи, предоставляя им возможность получения новых ощущений, проявления спонтанности, осознания своих действий и т. д.

Представители бовенианского направления (Bowen M., 1978) используют более жесткий, прямолинейный подход. Они обращают особое внимание на семейные «треугольники», которые проявляются как в поведении участников психотерапевтического процесса, так и в их изобразительной продукции. Эти специалисты стремятся вовлечь членов семьи в решение художественных задач, способствующих укреплению их автономности.

Структуралисты используют директивный подход. Они применяют определенные техники, позволяющие изменить привычные для членов семьи способы взаимодействия, роли и подсистемы.

Представители коммуникативного подхода (Jackson D., Satir V.) опираются на циркулярную модель, позволяющую описать проявляющийся в семье феномен «цепной реакции». Они обращают внимание на особенности внутрисемейной коммуникации и характерные для членов семьи способы принятия решений, проявляемые в ходе их совместной изобразительной работы. Психотерапевтические интервенции включают использование структурирующих методов, создающих условия для более четкого распределения ролей и решения имеющихся в семье проблем.

Сторонники стратегического направления (Haley J., 1976; Madanes С, 1981) опираются на системные представления и применяют изобразительные методы в качестве средства парадоксальной интервенции, стремясь при этом к решению четко поставленных задач.

Представители бихевиорального направления (Friedman P., 1972) используют художественные приемы, главным образом, в качестве средства научения и модификации поведения, а также инструмента положительного подкрепления.

Содержание изобразительной продукции

Содержание изобразительной продукции, получаемой в ходе семейной психотерапии, может быть проинтерпретировано с фрейдистских, юнгианских, адлерианских и иных позиций.

Всегда очень важно узнать, какие ассоциации вызывает работа у самих участников психотерапевтического процесса. Использование клиницистом жестких психологических интерпретаций отдельных элементов изображения следует признать контрпродуктивным.

Изобразительная продукция заключает в себе множество разных значений, определяемых уровнем психического развития и жизненным опытом клиента. Так, например, 6-летний мальчик дал следующее пояснение к рисунку, на котором он изобразил машину: «Я люблю машины. Папа и мама понят меня и сестру Сисси на море. Когда мы возвращаемся домой, то всегда поем песни, и нам всем бывает весело». Другой мальчик, 10 лет, чьи родители состояли в разводе, сказал, что нарисованная им машина напомнила ему о папе, который любил ездить на этой новой красивой машине: «Он нашел себе подругу и уехал от нас. Теперь все стало по другому. Я его ненавижу». Подросток же заявил, что нарисованная машина ассоциируется у него со свободой, необходимой ему для того, чтобы начать самостоятельную жизнь. Совершенно другой смысл несла вырезанная из журнала фотография старого автомобиля для пожилой пары. Они признались, что эта фотография отражает ощущение усталости и «изношенности».

Невербальный характер арт-психотерапевтической работы отличает ее от многих традиционных подходов. С этим связаны дополнительные возможности арт-психотерапии, позволяющие членам семьи «слушать друг друга глазами». Это очень важно, потому что многие люди стремятся попросту «пропускать мимо ушей» то, что им неприятно. Изобразительное искусство требует совершенно иного внимания — внимания, связанного с сенсорными особенностями зрительного восприятия. Известное высказывание о том, что «рисунок может сказать больше, чем тысяча слов», подтверждается практикой арт-психотерапии, которая является катализатором исследования самых глубоких аспектов внутреннего мира человека.

В рисунках содержится ключ к пониманию дисфункциональных паттернов внутрисемейного взаимодействия. На основе анализа рисунков можно идентифицировать следующие паттерны.

Псевдовзаимность (Wynne L. et al., 1958), проявляющаяся в виде создаваемого членами семьи внешнего фасада доброжелательных отношений. Попытки сотрудничества выполняют при этом компенсаторную роль. Члены семьи сознательно подходят к созданию совместной работы, и их поведение напоминает то, как они обычно ведут себя при посторонних людях. Внешний фасад единодушия и благопристойности скрывает глубокие внутренние противоречия. Если членов такой семьи попросить создать какой-нибудь рисунок, они нередко изображают сценки загородных прогулок или пейзажи с цветами и солнцем. Эти рисунки отражают некие шаблонные, идеальные представления о гармонии.

Парентификация, обозначающая ситуации, характеризуемые резкой сменой ролей. Это, в частности, проявляется в том, что ребенок в изобразительной работе пытается взять инициативу в свои руки, а родители ему подчиняются. При этом на рисунке созданные ребенком изображения занимают центральное место и наибольшую площадь; созданные же родителями изображения располагаются на периферии и занимают совсем немного места. Ребенок может делать попытки внести изменение в их изображение или создать собственные рисунки поверх рисунков взрослых.

Семейное расщепление (Lids T. et al. 1957), проявляющееся в конфронтации и взаимной враждебности-членов семьи. В ходе совместной изобразительной работы они не считаются с действиями друг друга и вторгаются на чужие территории. Могут иметь место попытки стереть уже созданные изображения или без разрешения внести в них свои дополнения.

Семейное искажение (Lids Т. et al., 1957) проявляется во внешне гармоничных и благопристойных отношениях членов семьи. При этом совместный рисунок отражает комплиментарность, инициативу и самостоятельность, стремясь занять в изображении наиболее значимое место. Другой же занимает подчиненное положение, воспринимая его как должное и пытаясь лишь вносить дополнения в уже созданный лидером образ. И конечный продукт, и роли вполне всех удовлетворяют.

Триангуляция (Bowen M., 1978) проявляется в стремлении двух членов семьи сформировать альянс, противопоставляя себя третьему члену. Пара вместе создает свой рисунок, нередко занимая большую часть листа. Изображение третьего при этом либо игнорируется, либо стирается или зарисовывается.

Формирование недифференцированной эго-массы (Bowen М., 1978) и слияние (Minichin S., 1974) выражается в размытости индивидуальных границ и взаимопроникновении изображений. Совместный рисунок более структурирован, и вклад каждого очень трудно определить.

Отчуждение (Minuchin S., 1974) проявляется в отсутствии взаимодействия. Каждый работает на своей собственной территории. Если лист достаточно большою размера, то между отдельными изображениями имеются пустые пространства.

Помимо идентификации дисфункциональных семейных паттернов психотерапевт стремится обращать внимание на положительные аспекты семейного функционирования, проявляющиеся в ходе совместной изобразительной работы Так, например, он нередко может видеть стремление членов семьи к сотрудничеству, уважение ими позиций других, адекватно проявленные лидерские тенденции, взаимную поддержку и усиление положительных переживаний, использование определенных стратегий, направленных на преодоление затруднительных ситуаций, проявления чувства юмора, внимание друг к другу, способность к сопереживанию и т. д.

Техники, ориентированные на решение проблем

Задачи семейной арт-психотерапии определяются целью лечения. Мы перечислим лишь некоторые:

— исследование детского опыта, связанного с отношениями с ближайшими родственниками;
— изучение родительского влияния;
— исследование прежних и текущих моментов жизни семьи;
— раскрытие предсознательных либо неосознаваемых переживаний отдельных членов семьи;
— преодоление защитных механизмов семьи либо ее отдельных членов;
— создание условий для осознания членами семьи неосознаваемых переживаний;
— создание предпосылок для отреагирования чувств;
— уяснение причинно-следственных связей во взаимоотношениях и реакциях членов семьи;
— определение транзакционных конфигураций;
— выявление дисфункциональных поведенческих паттернов;
— определение актуальных внутрисемейпых конфликтов;
— коррекция родительского поведения;
— актуализация и обогащение опыта, связанного с успешным решением проблем;
— создание условий для отреагирования чувств скорби и печали;
— соотнесение опыта разных членов семьи с реальностью;
— выявление «замаскированных» переживаний; конкретизация внутрисемейных конфликтов и потребностей;
— создание условий для отреагирования чувств разлуки и утраты;
— развитие способности к независимому функционированию.

Участники психотерапевтического процесса обычно не осознают содержание своей изобразительной продукции. Поскольку изобразительное творчество является средством невербальной коммуникации, оно позволяет преодолеть психологическую защиту. Благодаря этому в рисунках клиентов, несмотря на их стремление скрыть проявления своего внутреннего мира, отражаются их переживания, представления и наиболее характерные для них особенности психического функционирования.

В нашем центре действует открытая арт-терапевтическая группа для родителей с детьми. Вот наши расширенные мастерские:

"А люди тоже лошади немножко".
"Сами елку украшали Дедушке Морозу!" (предновогодние посиделки).