Трудности адаптации у детей и иппотерапия

Недавно я была приглашена в одну из средних школ нашего города Тольятти, в 8-й класс, на урок доброты, который имел целью познакомить ребят с проблемами людей с ограниченными возможностями. Будучи представителем центра иппотерапии, я должна была рассказать о том, как лошадь и специально организованные занятия на ней помогают детям-инвалидам развиваться и чувствовать себя лучше. Для начала темы я задала школьникам вопрос: «Кому вы сможете скорее довериться – лошади или человеку?»

Ответ грянул хором: «Конечно, лошади!» И вовсе не шуткой оказался этот ответ, потому что и на наших занятиях мы видим ту же картину – недоверчивый к людям ребенок при виде лошади меняется – радуется ей, с удовольствием едет верхом. Бывают, конечно, исключения, но обычно детей не останавливает и не пугает явное превосходство лошади над собой по росту и в целом по габаритам.

Почему? А почему бы и нет. Люди вечно чего-то хотят от ребенка – хорошо себя веди, учись, слушай старших, помогай по хозяйству и т.д. Лошадь явно ничего такого не хочет, зато с удовольствием съест с ладони то, что ты ей принесешь. Если правильно поднесешь раскрытую ладонь, то она заберет угощение, оставив на руке ощущение своих мягких губ. И разрешит погладить свою большую теплую морду. Лошадь хорошая. Конечно, ребенку может быть невдомек, что лошадь держит в поводу инструктор или коновод, одним словом, один из тех, кто может что-то и потребовать от тебя. Рядом с лошадью он становится малозаметным и не таким потенциально опасным, как в обычной жизни. Кроме того, он друг лошади, а это самая лучшая рекомендация для того, у кого сложился негативный опыт общения с миром людей.

Мало того, принципы иппотерапии и лечебной верховой езды предусматривают ненасильственное постепенное вхождение ребенка в выполнение специальных заданий, обычно уже после того, как ребенок достаточно хорошо познакомился с лошадью и привык к своему инструктору. Занятия проводятся только через собственный интерес ребенка, а мотивация на общение с животным – одна из самых сильных у человека, особенно, дошкольного возраста. Это естественно и природосообразно, а потому приносит результаты.

Елена Прудиусврач-психотерапевт, детский психолог центра иппотерапии "Живой мир"