Верховая езда как спорт для умственно-отсталых людей

Катрин Эльтце

Верховая езда в контексте инвалидного вида спорта стимулирует развитие человека в детском возрасте, а взрослым людям позволяет компенсировать неполноценность и дает возможность разрядиться и отдохнуть. Она играет особую роль именно для интеграции умственно-отсталого человека, так как зачастую из-за определенного образа жизни (интернат) и работы (покровительствующие предприятия), который ориентирован на его заболевание, он мало контактирует со здоровыми людьми. Основополагающие знания об умственных отклонениях и о том, как вести себя при обучении умственно-отсталого всадника, а также представление возможной модели его обучения - все это должно помочь в работе тренеру, не имеющего педагогического образования, послужить толчком для создания методико-конструктивной формы и побудить его к интеграции инвалида в нормальный конноспортивный комплекс. Наряду с выяснением профессиональных вопросов, в этой статье на конкретных примерах я неоднократные ссылаюсь на необходимость совместной работы с педагогами-терапевтами, имеющих лицензию на занятия лечебно-педагогической вольтижировкой и верховой ездой, с родителями и ответственными за инвалидов лицами при периодически возникающих трудностях.

1. Введение

В настоящее время в нашем относительно "малоподвижном" цивилизованном обществе занятия спортом приобретают все большее значение. "Благодаря занятию спортом в организм человека поступают физиологически ценные (значимые) раздражения, ведь понятие спорта исчерпывается не только сохранением здоровья и профилактикой заболеваний, эти занятия приносят радость и разрядку, снимают стрессы и уменьшают природную агрессивность". "Таким образом, спорт представляет собой подходящий способ для получения элементарных функциональных, развивающих и тренирующих раздражений для достижения и поддержания хорошей физической формы, работоспособности и общего хорошего самочувствия (Heipertz-Hengst, 1980, стр.10)

По Шиллингу (1980), функция спорта ограничивается не только тренировкой техники и созданием хорошей физической формы, движение трактуется им как способ общения с окружающим миром, а способность действовать он понимает также как возможность накопить жизненно-необходимый для развития личности опыт путем активных контактов с окружающей средой. Именно это влияние спорта, наряду с возможностью социального контакта, возможностью отдохнуть и получить удовольствие, имеет важное значение для умственно-отсталого человека, который вследствие своего замедленного и часто "застойного" процесса развития в детском и юношеском возрасте нуждается в стимуляции. На дегенеративность людей старшего возраста влияет монотонность и однообразие рабочей ситуации.

При этом для каждого умственно-отсталого человека, независимо от степени тяжести его заболевания, верховая езда и общение с лошадью предлагают обширное поле деятельности. В отличие от других видов спорта, благодаря особому поведению лошади и ее "обаянию", оба этих аспекта мотивируют такого всадника в достаточной степени.

2. От лечебной гимнастики к спорту

Многие всадники и всадницы с психическими отклонениями, которые ориентируются на достижение спортивных результатов и занимаются в группах развития и интеграции, впервые познакомились с верховой ездой в рамках лечебной педагогики. Физически неполноценный всадник получает свои первые знания в области верховой езды и общения с лошадью с позиции чисто лечебных аспектов иппотерапии. Потом для него становится ясным, что он хочет продолжить общение с лошадью и научиться хорошо ездить верхом со спортивной точки зрения. Этому способствует лечебно-гимнастический двигательный импульс, получаемый при иппотерапии. У умственно-отсталого человека все происходит точно таким же образом: необходимая в самом начале лечебно-педагогическая целенаправленная стимуляция процесса развития или целенаправленная подготовка к изменению поведения путем получения личного опыта с помощью лошади (сравни Крегер, 1984), по мере достигаемого прогресса все больше отходит на второй план. Желание остаться рядом с лошадью остается неизменным. При этом умственно-отсталый подросток или молодой человек на стыке областей спорта и лечебной педагогики под влиянием общих педагогических задач (интеграция, развитие самостоятельности, учеба, готовность взять на себя ответственность) может заниматься в соответствующих вольтижировочных группах или просто ездить верхом в рамках рационального свободного время провождения (хобби) после школы или работы на предприятии. Теперь основной целью является достижение успехов в области спорта, то есть главная задача заключается в умении вольтижировать и хорошо ездить верхом. В противоположность этому, в области лечебной педагогики на первом плане находится личное и социальное развитие пациента, а изучение применения средств управления лошадью и обучение всадника спортивным вольтижировочным упражнениям является лишь приятным "побочным продуктом" (сравни Крегер, 1984). И если лечебно-педагогическая верховая езда и вольтижировка, согласно правилу, представляют собой ограниченное по времени мероприятие, стимулирующее развитие и имеющее четкие цели, то верховая езда в качестве спорта как для нормальных, так и для умственно-отсталых людей, имеет значение неотделимой от их жизни деятельности с индивидуальной и личной мотивацией, которая распространяется не только на области досуга и отдыха, но и на большой спорт.

Тренер, занимающийся с инвалидом верховой ездой как видом спорта, наряду со знанием теоретических и практических основ верховой езды, педагогики и дидактики, должен иметь специальные познания, которые позволят ему передать учебную информацию людям с разными видами отклонений, что будет способствовать компенсации их неполноценности в процессе верховой езды. Если речь идет о работе с физически неполноценными всадниками, то сюда причисляют знание вспомогательного снаряжения, компенсирующего увечье, а также знание ограничений и аномалий движения. При возникновении каких-либо трудностей в качестве посредника между всадником и тренером выступает специалист по лечебной гимнастике с лицензией иппотерапевта. Если с теми же соображениями подходить к верховой езде как спорту для умственно-отсталых людей и ставить вопрос о компенсации неполноценности, то ответ на этот вопрос прежде всего следует искать в области педагогики, так как проблематика умственно-отсталых людей заключается в иной, отличной от нормальной, характеристике обучения (или поведения в процессе обучения). Это значит, что в основе психического заболевания находится более или менее выраженное снижение умственного развития. К тому же, для тренера ситуация осложняется тем, что нарушения, происходящие на фоне умственной отсталости, для непрофессионала не столь очевидны, как в случае работы с физически- и психически неполноценными всадниками, тем самым, их сложнее определить. Наряду с общим знанием учебной характеристики человека, теперь важно также знать, как происходит процесс обучения у умственно-отсталого ребенка. Это необходимо для того, чтобы компенсировать его неполноценность на уроке верховой езды. Совместная работа со специальным педагогом-терапевтом именно в начальной фазе может дать важные импульсы для дальнейшей работы с пациентом.

3. Умственная отсталость

Умственная отсталость - это нарушение, не имеющее четких границ, переходы от так называемого "полноценного" человека к человеку с умственными или психическими отклонениями очень плавные, они находятся в тесной связи с общественными требованиями. Чем сложнее и абстрактнее становятся способности, необходимые для существования в нашем обществе, тем больше людей попадают под стигму (признак) "умственно-неполноценный", или, как позитивно выражаются в других федеральных землях, попадают под понятие "практически ничем внешне не отличающихся", и тем жестче становится предел работоспособности, который определяет, кто к какой группе относится. Плавные переходы и нечетко опознаваемые признаки умственной отсталости выражаются в вопросе, снова и снова возникающий у пациентов и у нормальных всадников в центре лечебной верховой езды "Белый лук" (Кельн): как же случилось так, что этот ребенок или подросток стал умственно-отсталым? Следующие аспекты умственной отсталости прояснят ответ на этот вопрос:

  • за исключением нескольких форм умственной отсталости, как, например, синдром Дауна, нет типичной картины проявления этой болезни, определяемой по внешним признакам;
  • так как трудности с обучением особенно сильно проявляются в абстрактных интеллектуальных областях, как это требуется в рамках школы, происходит "обособление и разграничение" путем распределения в спецшколы, одновременным следствием чего является позитивное стигматизирование. Что касается каких-либо практических и конкретных областей, куда я причисляю верховую езду, то при соответствующих условиях обучения нарушения пациента не столь очевидны, так что сторонний наблюдатель с первого взгляда часто не может увидеть какое-либо отклонение;
  • наряду с нарушениями в различных областях учебы, картина проявления характеризуется индивидуальной работоспособностью, которую необходимо уметь определить и развивать. Но, в виду заданного выше вопроса, она легко может привести к переутомлению, так как продемонстрированные способности точно также автоматически будут переносится на другие области;
  • как правило, учебные характеристики умственно-отсталого человека свидетельствуют о сильно замедленном процессе развития, так что непрофессионал может отличить нормального человека от неполноценного ребенка или подростка только сравнив его поведение с указанием фактического возраста в анкете, что также проясняет и степень отклонения от нормы. И все же сейчас при оценке умственно-отсталого человека специалисты не советуют проводить непосредственное сравнивание биологического возраста и уровня развития, так как можно ошибиться в оценке жизненного опыта ребенка или подростка. Подобное сравнение возрастных потребностей часто оказывается неверным.

В результате этих высказываний становится ясно, что умственная отсталость проявляется по-разному. Вышеназванные признаки могут помочь лучше оценить поведение и особенно, поведение в процессе обучения, чтобы достичь оптимальных условий обучения во время верховой езды.

Определения часто бывают довольно абстрактны, они не всегда понятны, но их преимущество заключается в том, что они в как можно более сжатой форме соединяют важнейшие аспекты. По этой причине для дальнейшего объяснения умственной отсталости, я представлю определение Баха (1979) с пояснениями. Вот оно: "Умственно-отсталым человек считается в том случае, если его поведение в процессе обучения (или его учебные характеристики) на протяжении всего времени в значительной степени уступает ожиданиям, ориентированным на его биологический возраст, для него характерно преобладание наглядно осуществляемого приема, переработки и накопления учебной информации, их интерес к учебе сконцентрирован на непосредственном удовлетворении запросов обучающего - независимо от количества условий возникновения/причин данного отклонения и степени выраженности появляющихся в совокупности с этим отклонением моторных, сенсорных, языковых, психодинамических и социальных особенностей и частичных учебных возможностей".

"Умственно-отсталым человек считается в том случае, если его поведение в процессе обучения (или его учебные характеристики) на протяжении всего времени в значительной степени уступает ожиданиям, ориентированным на его биологический возраст, …".

Умственная отсталость возникает в результате органического повреждения головного мозга при рождении или в течение первых трех лет жизни ребенка, что нарушает его способность к обучению, развитие больше не может проходить нормально. Отпечаток на умственную отсталость могут наложить экстремальные и тормозящие развитие условия окружающей ребенка среды, хотя при рождении у него не было никакой органической мозговой травмы. Ребенок может наверстать подобные "торможения" развития в том случае, если врачи своевременно назначат определенные меры для стимулирования развития ребенка, так что здесь можно говорить об исключительно временных проблемах поведения в процессе обучения, то есть его можно существенно изменить в противоположность умственной отсталости, при которой учебные характеристики остаются ограниченными на всю жизнь и "для него характерно преобладание наглядно осуществляемого приема, переработки и накопления учебной информации, их интерес к учебе сконцентрирован на непосредственном удовлетворении запросов обучающего…".

Для того, чтобы создать подходящие условия для обучения умственно-отсталого человека, учебные ситуации должны быть не только конкретными и четко сформулированными в словах, но и по возможности наглядными и ориентированными на совершение активных действий. Благодаря непосредственной обратной связи лошади верховая езда создает условия для обучения как в процессе общения с лошадью (общее социальное поведение), так и при верховой езде вследствие реакций лошади на применение средств управления, которые после конкретной наглядности соответствуют с этой потребности. Высокая учебная мотивация как бы "исходит" от самого животного, так что, в отличие от многих других учебных областей, не нужно выдумывать какие-либо потребности, чтобы создать сравнимую учебную мотивацию. Нередко тренер, слушая рассказы родителей или воспитателей, описывающих поведение умственно-отсталого всадника в других сферах жизни, может лишь с большим трудом поверить в недостаточную готовность участвовать в какой-либо работе или в какие-либо "заскоки" в поведении своего подопечного, так как в такой форме эти явления ни разу не проявлялось ни на конюшне, ни в общении с лошадью.

"независимо от количества условий возникновения/причин данного отклонения…"

Как правило, диагностика условий возникновения умственной отсталости позволяет сделать довольно мало заключений в отношении конкретной картины проявления болезни. Рассказы родителей и воспитателей могут послужить лишь отправной точкой для оценки работоспособности умственно-отсталого всадника, так как именно в работе с умственно-отсталыми людьми аспект отношений с окружающими существенно влияет на готовность учиться и на учебные способности. По этой причине для знакомства с умственно-отсталым учеником, для его оценки и, тем самым, для создания оптимальных условий обучения, начальная фаза имеет не менее важную информативную значимость, чем сообщения родителей и опекунов. На начальном этапе благоприятные условия для интенсивного контакта с умственно-отсталыми всадниками-учениками создаются на индивидуальных занятиях на корде. Если же всадник уже обладает некоторым опытом в области верховой езды, то он может начать заниматься сразу в маленькой группе, максимальный состав которой не должен превышать трех человек.

"… и степени выраженности появляющихся в совокупности с этим отклонением моторных, сенсорных, языковых, психодинамических и социальных особенностей и частичных учебных возможностей".

Нарушения в поведении в процессе обучения более или менее интенсивно влияют на все области развития умственно-отсталых людей. Процесс обучения умственно-отсталого ребенка блокируется дважды. Вследствие очень низкой способности реагировать, внешние стимулы оказывают очень небольшие раздражающие действия. Например, если нормальный ребенок добивается успеха в игре или при исследовании какого-либо предмета, то это стимулирует его на новые попытки. В случае умственно-отсталого ребенка этот стимул отсутствует. Для того, чтобы достигнуть каких-либо результатов в учебе, эти дети максимально используют свою работоспособность. На все это окружающий их мир реагирует "с пониманием", результатом чего является еще более сильное замедление процессов развития, так что отставание наблюдается во всех областях.

Для организации учебных процессов необходимо как можно более точно ознакомиться с нарушениями соответствующей области развития, а также с частичной успеваемостью путем наблюдения в начальной фазе и постоянного анализируя все дальнейшие этапы занятия. Тренер должен обратить внимание на следующие особенности в разных областях развития и учитывать их при проведении урока.

4. Моторика

На двигательное поведение умственно-отсталых людей влияет довольно часто наблюдаемый гипотонус мускулатуры, что проявляется в недостаточной способности быстро реагировать, в слишком низком тонусе тела (это является причиной возникновения многих сложностей, особенно при езде строевой рысью), а также в низкой скорости совершения движений (например, если нужно быстро выполнить одно движение за другим, то в большинстве случаев это задание невыполнимо для умственно-отсталого человека). Как правило, у них нарушена вся координация тела, поэтому все стереотипы движения необходимо разделить на небольшие учебные этапы и тренировать их в часто повторяющихся упражнениях.

Особенно сильно может быть нарушена моторика рук, так что ребенок не может самостоятельно надеть оголовье (дать лошади трензель), застегивание пряжек также вызывает значительные проблемы. Достичь успеха в этой области можно путем регулярных тренировок. Этим ни в коем случае нельзя пренебрегать, ссылаясь на нехватку времени, или от нетерпения ограничивая время для таких упражнений, так как развитая таким образом ловкость рук позитивно влияет на управление поводьями на уроке верховой езды.

Чувство баланса должно быть развито уже до вольтижировки, и нужно считаться с тем, что у умственно-отсталых начинающих всадников существуют значительные нарушения в этой области, о чем свидетельствует ужас и страх, которые появляются у них, когда они сидят на спине лошади. Тренируя чувство равновесия при помощи специальных упражнений на вольтижировочной подпруге и в седле, от этих страхов можно избавиться еще в начальной фазе обучения.

5. Сенсорика

Восприятие умственно-отсталого человека также в значительной степени нарушено или изменено. Так акустические или оптические раздражения (например, свет лучей солнца) могут восприниматься намного интенсивней, и эти внешние раздражения будут сильно отвлекать всадника от занятия. Тактильная чувствительность тоже может быть занижена, так что из-за низкой чувствительности кожи осторожное похлопывание шеи лошади может перейти в сильные удары, а нажим (посыл) высылающим шенкелем осознается и развивается только спустя какое-то время. Нужно всегда видеть связь неожиданно возникающих отклонений в поведении с нарушенной способностью восприятия.

6. Речь

Речь, как одна из наиболее высокоразвитых и сложнейших областей способностей человека, у умственно-отсталых людей может быть повреждена во всех сферах: от легких ошибок при произнесении слов, которые не сильно осложняют коммуникацию, до гравирующего искажения слов, так что понять, о чем идет речь, можно только из ситуативного контекста. Чтобы научиться понимать язык умственно-отсталого человека, нужно внимательно вслушиваться в его речь, часто на начальном этапе необходима помощь воспитателей в переводе их слов. Зачастую на основании недостаточной силы выразительности нельзя сделать вывод о языковом понимании, это значит, что даже при наличии серьезных проблем с артикуляцией или при полностью отсутствующей силе выразительности языковое понимание может быть очень хорошо развито для практической жизненной деятельности (работы). И наоборот, быстрая речь с тяжелыми конструкциями предложений приводит к тому, что взрослый не понимает умственно-отсталого ребенка, хотя в начале их способность говорить казалась очень хорошей. Тренер, особенно при употреблении специальной лексики, должен сначала удостовериться в том, понял ли его начинающий всадник. Если задания, данные тренером, не выполняются совсем или выполняются неверно, то часто это объясняется тем, что ученик недостаточно хорошо понял инструкцию, гораздо реже первопричиной является двигательная импотенция. Для своих указаний тренер должен научиться выбирать четкие и краткие формулировки, которые, например, при выполнении манежных фигур, можно подкреплять жестами. Кроме этого, на уроке верховой езды с умственно-неполноценным всадником необходимо уделять большое внимание основному дидактическому принципу: "Мы учимся лучше в том случае, если задействованы все каналы органов чувств".

7. Психодинамические особенности

Как уже говорилось выше, необходимо постоянно учитывать персональное окружение умственно-отсталых людей. Как правило, у них почти или совсем не развито чувство собственной значимости, они не верят в свою способность совершать активные действия, вследствие чего ответными реакциями на предъявляемые требования являются чувство панического страха или даже ужаса. Индивидуальное стимулирование развития или занятия с небольшими группами должны дать тренеру не только возможность интенсивно познакомиться со своими учениками и правильно оценить их, но и предоставить возможность умственно-отсталым всадникам научиться воспринимать тренера как стабильного человека, которому они могут доверять и который поможет им освоиться в таком чужом и странном окружении, каковым для них является конюшня и сама лошадь на начальном этапе. Как правило, в связи с заниженным чувством собственной значимости у умственно-отсталого человека отсутствует "иммунитет" к разочарованиям и неудачам, что может привести к полному отказу от занятий. По этой причине в учебные ситуации в начале обучения должны быть построены в рамках небольших рабочих этапов, ориентированных на их успешное выполнение. Постепенно на основе хорошего отношения к ученику, обсуждая вместе с ним его неудачи и ликвидируя их последствия, нужно расширять границы результатов с целью достижения более интенсивной стимуляции.

Резкие всплески эмоций - радости и восхищения или ярости и горя - могут сильно изменить поведение умственно-отсталого человека. Те события, которые он пережил в семье, в школе или на предприятии могут постоянно влиять на занятия верховой ездой. В этом случае, необходимо прояснить ситуацию вместе с всадником или побеседовать с родителями или воспитателями, что позволит найти быстрый выход из затруднительного положения.

8. Социальные особенности

Социальные особенности умственно-отсталых людей находятся в тесной связи с психодинамическими отклонениями, то есть как воспитатели обращаются с их психодинамическими особенностями в рамках социального развития. Чрезмерная опека в родительском доме или положение "гетто" в случае размещения в интернате плюс индивидуальные отклонения - все эти факторы могут дополнительно повлиять на социальное развитие умственно-отсталого человека. Консультации с педагогом могут дать тренеру важные советы, которые помогут ему понять поведение умственно-отсталого всадника в группе.

4. Этапы обучения начинающего умственно-отсталого всадникас учетом особенностей его поведения в процессе обучения

Прежде чем представить отдельные фазы возможной модели обучения умственно-отсталого всадника, в первую очередь стоит выяснить необходимые данные о всех участниках этого процесса (лошадь - тренер - всадник).

Лошадь

Как уже говорилось выше, умственная отсталость может проявляться по-разному. По этой причине оптимальным вариантом было бы иметь в распоряжении как можно больше разных типов лошадей. Небольшой рост и доверие, которое вызывает внешний вид маленькой лошади - все это актуально для детей, подростков и взрослых небольшого роста. В свою очередь, полному взрослому всаднику нужна крупная лошадь. В общем, учитывая замедленную реакцию умственно-отсталых людей, для этой цели больше всего подходят лошади со спокойным и уравновешенным характером. Иногда даже бойкие, темпераментные и даже нервные лошади как бы "настраивают" свое поведение на умственно-отсталого всадника, причем свои обычно резкие реакции на происходящее они не проявляют совсем или крайне редко. Большое значение играет аспект отношений между всадником и лошадью, поэтому при выборе лошади тренер должен обратить на это особое внимание.

Тренер

Тренер должен уметь снижать свои требования в отношении результативности, соизмеряя их со степенью тяжести отклонений от нормы умственно-отсталого всадника. Он должен также ясно понимать, что даже самое небольшое продвижение вперед потребует много времени. Для многих умственно-отсталых всадников езда шагом, чередующаяся с несколькими переходами в рысь, имеет достаточное спортивное значение. Итак, творчество и фантазия в отношении построения занятия должны происходить на таком уровне, на каком тренер, как правило, работать не привык.

Всадник

Наряду с вышеописанными признаками, обусловленными умственной отсталостью, которые необходимо учитывать в рамках обучения, предварительно необходимо перепроверить общую способность к занятию спортом в отношении медицинских противопоказаний. Таковыми являются, например, эпилепсия (чтобы начать заниматься верховой ездой необходимо, чтобы приступы не повторялись по меньшей мере в течение двух лет), органические аномалии (порок сердца и др.), а также внутренние болезни (гемофилия и т.д.). Для юридической гарантии тренер должен потребовать представить ему фактическую медицинскую справку. Кроме этого, чтобы при помощи тренера изучить какое-либо простое действие при верховой езде, умственно-отсталый всадник должен понимать все словесные инструкции тренера.

В плане поведения умственно-отсталого всадника в процессе обучения необходимо назвать следующие аспекты, на которые следует обратить внимание в рамках специфичной для умственной отсталости методики/дидактики:

От чего зависит успех на занятиях

Каждый нормальный человек имеет определенные склонности и интересуется какими-то занятиями, то есть у него есть хобби, о котором он всегда охотно рассказывает. Умственно-отсталые люди в этом плане ничем не отличаются от здоровых людей, поэтому отношения с ними проще всего строить на основе их интересов и запросов. Причем часто эти интересы привязаны к конкретным повседневным предметам (вещам). Так, например, одна умственно-отсталая девочка фиксировала все внимание на своих ботинках. Таким образом, ее интерес тотчас же привлекли ноги лошади и ее подковы. На этой теме начало быстро развиваться общение. Понимание поведения лошади и ситуаций, возникающих на конюшне, также лучше всего объяснить путем сравнивания с собственными переживаниями и опытом инвалида из повседневной жизни.

Специальные требования к руководству

Для того, чтобы запустить в ход учебный процесс, учебная информация должна быть распределена на как можно меньшие этапы обучения, успешное выполнение которых должно послужить для умственно отсталого всадника стимулом для начала следующего этапа. Как правило, определенное ограничение учебной информации на занятии способствует более продолжительным учебным успехам. При планировании занятия необходимо учитывать последовательное повторение действий, то есть прежде всего качество движений, а лишь потом их количество. Это позволит устранить двигательную неуверенность пациента и на долгое время укрепит его память. Разные перемены должны происходить путем изменения условий выполнения задания: например, при тренировке езды на вольту фиксировать разные точки в манеже при помощи оптических средств (кегли) или без таковых, с ограничением лентой в точке удара копытом или без ограничения лентой средней линии манежа и т.д.

Интенсивная потребность стимула во время учебной ситуации

Чтобы зафиксировать внимание умственно-отсталого всадника на определенном предмете обучения, в большинстве случае требуется интенсивное побуждение со стороны тренера. Ведь в этом случае лошадь вряд ли может помочь, так как при нечетком неконцентрированном управлении всадника выполнение упражнения лошадью в качестве непосредственной обратной связи будет некорректным.

Сильная отвлекаемость

Низкая способность концентрироваться тесно связана с сильной отвлекаемостью умственно-отсталого всадника. Его поведение во время обучения может значительно ухудшиться, например, из-за зрителей, шума извне манежа, причина может также заключаться в многочисленности группы. Задачей тренера здесь будет забота о соответствующем стимулирующем учебном окружении.

Ограниченная способность сдерживать себя в процессе обучения

Сдержанность всадника в учебных ситуациях тесно связана с уровнем трудности требования: чем выше требование, тем быстрее нужно сделать перерыв после его выполнения. При помощи индивидуальных заданий, выполняемых всадником, эти паузы особенно хорошо вписываются в разные фазы занятия, и остальная группа в это время может спокойно передохнуть и "прийти в себя". Наряду с уровнем сложности предъявляемых требований, на сдержанность умственно-отсталого всадника в процессе обучения влияет также его индивидуальная загруженность, то есть чем интенсивней всадник сталкивается с новыми ситуациями и учебными требованиями в школе, на работе, дома и в интернате, тем, как правило, большую выдержку он демонстрирует в учебном процессе на уроке верховой езды. Последнее зависит не только от ментальной способности к нагрузке, но и от физической формы всадника. Поэтому, в рамках беседы при обмене информацией с воспитателями, тренер должен выяснить у них, занимается ли умственно-отсталый всадник какими-либо другими видами спорта кроме верховой езды. Чрезмерные требования в учебной ситуации могут выражаться в эмоциональных всплесках и отказе от занятий, а также в состоянии беспомощности, когда всадник практически неспособен реагировать на указания тренера.

Способность воспринимать какие-либо изменения

Четко распределенный, снова повторяющийся ход событий помогает умственно-отсталому человеку, найти свое место в окружающем мире и активно действовать самому, так как он твердо знает, какие действия будут следующими. Выученный материал, как правило, все же привязан к изначальной ситуации, и при каких-либо изменениях, как, например, чужая лошадь, первый выезд, участие в турнире и т.д., могут перестать вызывать привычную схему действий, следствием чего может быть односторонний отказ от верховой езды. Эти "мгновенные шаги назад" необходимо отследить через аспект отношений с окружающими, они на длительное время развивают способность воспринимать изменения в привычной обстановке. Благодаря исчезновению страхов усиливается способность активно действовать. Таким образом, всадник сможет безбоязненно вступать в новые, незнакомые ситуации.

Фазы обучения с учетом специфичной для умственной отсталости дидактики

Фаза 1: "Знакомство".

Первая фаза в рамках обучения умственно-отсталого всадника характеризуется "знакомством" во всех отношениях.

Всадник — Тренер:

В этой фазе умственно-отсталый всадник должен наладить контакт с тренером, научиться полностью ему доверять, преодолевать с его помощью все свои страхи и сомнения, появляющиеся во время занятия. На этом этапе ввиду создания оптимальной учебной ситуации тренер должен как можно больше узнать о вышеуказанных аспектах своего ученика, и особенно то, с какими экстремальными формами поведения он должен считаться.

Всадник — Лошадь:

Тренер помогает умственно-отсталому всаднику познакомиться с лошадью. Первое сближение происходит при чистке лошади. Для этой фазы очень важно объяснить умственно-отсталому человеку манеру ее поведения а именно, если лошадь поворачивает голову к всаднику, это вовсе не означает, что она хочет его укусить, просто таким образом она обнюхивает человека и "знакомится" с ним. Хлесткие удары хвоста предназначаются не всаднику, а мухам, садящимся на живот и круп. Многие виды поведения лошади, которые являются для нас привычными и обыденными, для новичка таят в себе страх, заставляют его чувствовать себя напряженно. Их необходимо четко объяснить, сделать более понятными. На этом этапе чистке лошади нужно уделить достаточно много времени, чтобы в первую очередь умственно-отсталый всадник мог познакомиться с лошадью с земли. Следующим шагом является вывод лошади в манеж, на плац или в поле, что позволит ему еще лучше узнать лошадь. Если по причине внешних условий в распоряжении есть только определенный промежуток времени для езды на лошади, то в этой фазе она может часто "выпадать" в пользу более длительной фазы чистки. Ведь лошадь тоже должна привыкнуть к своеобразному поведению умственно-отсталого человека.

Всадник — Конюшня

Для развития самостоятельности умственно-отсталого всадника большое значение имеет "ознакомление" с конюшней - где находится аммуничник, туалет, какая лошадь стоит в каком деннике. Если умственно-отсталый всадник плохо читает, то имеет смысл кроме надписи отличать седельную сбрую при помощи фотографий.

В рамках обучения верховой езде в начале тренируют правильную посадку и чувство баланса, причем всадник сидит на лошади, которую ведут в руках. Все это необходимо для того, чтобы на повороте он научился "вписываться" в кривую линию. Обучение проводится также и на корде на более сложных аллюрах. На этом этапе близость тренера и всадника (когда он ведет лошадь в руках, а инвалид сидит верхом) имеет то преимущество, что всадник перестает бояться и учится доверять своему учителю. Кроме того, в процесс занятия предпочтительнее включить тактильные средства управления. Постепенно к управлению лошадью можно подключать самого всадника. Я начинаю делать это с остановки, всадник должен действием шенкелей заставить лошадь начать движение, причем лошадь пока ведут в поводу, так как, начиная работать шенкелем, всадник часто теряет правильную посадку (заваливается вперед, задирает каблук и т.д.). Воздействие средств управления на лошадь для умственно-отсталого всадника является чрезвычайным событием, он безмерно удивлен тому, что такое большое животное слушается и выполняет его команды. Когда всадник при небольшой поддержке тренера приобретет уверенность в управлении поводом и шенкелями на шагу, происходит переход к следующей фазе.

Всадник — Ассистент:

Следующим этапом является знакомство всадника и ассистента друг с другом под руководством тренера.

Фаза 2. "Включение в состав верховой группы с ассистентом"

В этой фазе обучения нужно построить занятие в такой форме, которая бы принимала во внимание сниженную самостоятельность умственно-отсталого всадника и его потребность в чьей-либо немедленной помощи в экстренном случае. На этом этапе происходить присоединение к соответствующей верховой группе. По образцу ведения лошади в поводу (Fuhrzugelklassen?), возник "поддерживающий" способ верховой езды с ассистентом, который идет рядом с сидящим на лошади умственно-отсталым всадником, находясь на уровне его плеч. Его задача заключается в том, чтобы поддерживать всадника там, где это совсем необходимо, но, в то же время, стараться делать это как можно реже. Во время коротких пассажей рысью ассистент бежит рядом с лошадью, держа ее за повод. Шагом же умственно-отсталый всадник едет самостоятельно. На этом этапе наряду с приобретением большей уверенности в общении с лошадью нужно начинать учить манежные фигуры. Принимая во внимание недостаточную способность умственно-отсталого всадника ориентироваться в пространстве, ему бывает очень тяжело найти эти "невидимые дороги в манеже". Оптические вспомогательные средства, как, например, кегли или штанги, могут оказаться весьма полезными для корректной езды манежных фигур.

Фаза 3. "Езда в шаговой группе без ассистента"

Если умственно-отсталый всадник уже в достаточной степени освоился со своим умением действовать и полностью доверяет лошади, то в рамках шаговой группы можно начинать следующий этап - короткие пассажи рысью без помощи ассистента, то есть самостоятельно.

Фаза 4. "Совершенствование применения средств управления на рыси и галопе на корде".

После прохождения вышеописанных фаз обучения очевидно, что всадник демонстрирует достаточное умение реагировать и обладает необходимыми физическими умениями, он хорошо понимает инструкции и задания. Все это является предпосылкой для его участия в интегративной тренировке шагом, рысью и галопом. На этом переходном этапе всадник снова ездит на корде. Таким образом, во время этой работы он закрепляет применение средств управления на рыси и галопе, чтобы впоследствии ездить самостоятельно на этих более сложных в отличие от шага аллюрах.

Фаза 5. "Включение в состав интегративной группы"

Так как в рамках школы и работы умственно-отсталый человек мало общается с людьми без отклонений, то в состав верховой группы, если, конечно, это возможно, должны входит и нормальные всадники.

Все эти фазы обучения были разработаны на основе многолетнего опыта в центре лечебной верховой езды "Белый лук" (Кельн) в рамках лечебно-педагогической верховой езды и верховой езды как вида спорта для умственно-отсталых людей, а также на протяжении моей работы в центре помощи молодежи и инвалидам Михаельсхофен (Кельн). По причине индивидуальных условий отдельных всадников, а также с учетом вида их отклонения и количества часов езды за неделю, о временной продолжительности отдельных фаз нельзя сообщить определенных данных. Впрочем, с нормальными всадниками дело обстоит точно так же. "Поддерживающий" способ верховой езды проводился с помощью нормальных подростков в центре лечебной верховой езды "Белый лук" благодаря соединению с союзом верховой езды. Результатом этой работы в роли ассистента было то, что нормальные дети и подростки на фоне общения с лошадью перестали бояться общаться с умственно-отсталыми людьми, исчезли все связанные с этим предрассудки, что способствовало всеобщей интеграции внутри союза верховой езды.

Верховая езда в контексте инвалидного вида спорта стимулирует развитие человека в детском возрасте, а взрослым людям позволяет компенсировать неполноценность и дает возможность разрядиться и отдохнуть. Она играет особую роль именно для интеграции умственно-отсталого человека, так как зачастую из-за определенного образа жизни (интернат) и работы (покровительствующие предприятия), который ориентирован на его заболевание, он мало контактирует со здоровыми людьми. Основополагающие знания об умственных отклонениях и о том, как вести себя при обучении умственно-отсталого всадника, а также представление возможной модели его обучения - все это должно помочь в работе тренеру, не имеющего педагогического образования, послужить толчком для создания методико-конструктивной формы и побудить его к интеграции инвалида в нормальный конноспортивный комплекс. Наряду с выяснением профессиональных вопросов, в этой статье на конкретных примерах я неоднократные ссылаюсь на необходимость совместной работы с педагогами-терапевтами, имеющих лицензию на занятия лечебно-педагогической вольтижировкой и верховой ездой, с родителями и ответственными за инвалидов лицами при периодически возникающих трудностях.

Источник: Конно-спортивный клуб "Мустанг"