Разве может что-то быть нежнее для ребенка, чем мамины руки? Разве есть что-то сильнее, чем мамино любящее сердце? Благодаря поддержке ГБФ «Фонд Тольятти» и программы «Делать добро вместе», Центр иппотерапии «Живой мир», при содействии кафедры «Адаптивной физической культуры» ТГУ, разработал и реализовал проект «Школа родителей» по программе «Лечебная физическая культура и массаж в системе комплексной реабилитации при ДЦП». Нашей целью было - ознакомление родителей с методами и средствами лечебной физкультуры и классическим массажем при данном диагнозе. По данным Министерства здравоохранения Самарской области, в городе насчитывается более 2500 детей-инвалидов. Данное заболевание относится к разряду «тяжелых» и предусматривает длительное лечение реабилитацию и абилитацию ребёнка с ДЦП. По нашим наблюдениям, в связи с тем, что реабилитация ребёнка с ДЦП подразумевает длительное и последовательное использование средств лечебной физкультуры и лечебный массаж, а ряд обстоятельств не позволяют многим семьям использовать в полном объёме медицинскую помощь, возникла необходимость создания обучающих курсов для родителей. Они позволят познакомить родителей и специалистов, работающих с детьми, с новыми современными подходами в системе комплексной реабилитации при ДЦП. Приобретенные знания и навыки родителей в области ЛФК и массажа, позволят расширить возможности физической реабилитации в режиме дня до 6 часов (таков медицинский алгоритм при ДЦП). При таком подходе родители смогут использовать различные методы реабилитации, а для устойчивого результата в домашних условиях грамотные занятия необходимы! Любое развитие: и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам при помощи специалистов и родителей. Только тогда он действительно научится управлять собой. Задачами курса было:  Изучить основные механизмы и особенности действия ЛФК и массажа при ДЦП.  Ознакомить родителей с понятиями, задачами, средствами и организацией лечебной физкультуры (ЛФК) и лечебного массажа в домашних условиях.  Обучить частным методикам ЛФК и массажа при различных формах ДЦП.  На практике научить приемам ЛФК и массажа. 3. Наши мамы обучались:  выполнять процедуры ЛФК и массажа соответственно общим и частным методическим правилам;  контролировать и индивидуализировать программы ЛФК и массажа, ориентируясь на переносимость ребенком лечебных воздействий и консультируясь с врачом.  использовать на практике самые современные научные и теоретические знания в вопросах организации физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы при ДЦП;  организовать, специальные занятия со своими детьми в домашних условиях;  применять методики ЛФК и массажа в процессе жизнедеятельности ребёнка, его физической реабилитации и социальной адаптации. Курс включал в себя: базовые знания по анатомии, физиологии, биохимии. Лекционный курс и практические занятия по ЛФК и массажу при ДЦП. Значительная часть курса занимает теория и методика занятий, подкреплённая непосредственной практикой в зале ЛФК и массажном кабинете. Все используемые методики базируются на научной основе, насыщенной конкретным материалом по использованию средств, для работы с детьми с ДЦП. Желающих попасть на курс, оказалось больше чем планировалось, вместо 20 человек наша аудитория составила 34 человека. Было 25 мам и бабушек, занимающихся воспитанием ребёнка с ДЦП, а также 9 специалистов из центров, которые проводят занятия с такими детками, а именно специалисты Центра Иппотерапии «Живой мир», Центра «Семья», «Ариадна», «Солнечный Круг», «Дети Ангелы», а так же курсы посещали студенты кафедры АФК и выпускники курсов профессиональной переподготовки по программе «ЛФК и массаж» ТГУ. Надо сказать, занятия в течение двух месяцев проходили в дружной и почти домашней обстановке. Преподаватель курсов - врач ЛФК, доцент кафедры АФК и разработчик данной программы Кураева Галина Александровна, уже на первом занятии задала тон. Вводную лекцию она посвятила самым прогрессивным разработкам в области реабилитации детей с ДЦП, мы просмотрели ролики о программах передовых Центров, узнали об их истории, родоначальниках, кто на сегодняшний день возглавляет и ведёт работу по развитию этих реабилитационных программ. Основная мысль, которая была озвучена Галиной Александровной - это какие бы ни были Центры, куда бы мы не возили ребенка - родители должны ежедневно проводить все виды реабилитации и адаптации доступные в домашних условиях и тогда результат будет действительно значительным. С первой лекции – глаза у учениц, которых ждали дома особенные дети - горели желанием узнать, понять и научиться. С установкой – работать, согласилось абсолютное большинство, и начались практические и теоретические занятия. В программе курса мы подробно изучали метод В.И. Козявкина из Центра в Трусковце, методики Научно-практического центра детской психоневрологии больницы №18 г.Москва, который возглавляет Т.Т. Батышева (это основные в стране ресурсные центры в части практических и методических разработок современных подходов к реабилитации). На теории мы изучали методики ЛФК и массажа при различных формах ДЦП, обсуждали их и пробовали выполнять дома на своих детях, после чего снова делились и обсуждали результаты. На практике учились делать массаж, осваивали все приёмы, изучали их действие, учились находить и использовать точки на теле. Очень интересными были занятия, на которых присутствовали дети. Думаю, нашим девчонкам и мальчишкам в стенах кафедры было интересно, и массаж всем пришелся по душе. Вот некоторые выдержки из отзывов родителей по итогам курсов: 1. « Получили не просто знания, но и моральную и эмоциональную поддержку, которые в процессе занятий с ребенком придавали сил и уверенности»; 2. «Смогла понять, что происходит с моим ребенком, самостоятельно делать профессиональный массаж - знать где нажать или погладить, научились находить точки на теле»; 3. «Всё что мы проходили на занятиях, делала дома Даше. Это криоапликации - наносила лёд на верхние и нижние конечности и в области шеи. Очень хорошо расслабляет и снижает тонус в мышцах. Без затруднений делали гимнастику, после этой процедуры. Ещё делали тепловые обёртывания (лечебная грязь). Наносила грязь на спину, шею, руки и ноги. Закутывала в одеяло, и лежали так 20 минут. По истечению времени смывали в тёплой солёной воде, а потом делала массаж и укладывала спать. Попробовала делать точечный массаж, сначала брала по 5 точек, затем прибавляла каждый день еще по одной. После пройденного курса мы поворачиваем голову вправо и влево, раскрываем ладошки, руки выровнялись в правильное положение, улучшилась звуковая активность, Даша держит спину, сидит с опорой не падает, на иппотерапии продвинулись вперёд!» Очень много слов благодарности было сказано нашему преподавателю, Галине Александровне как педагогу, и человеку. Вместе мы обсуждали сложности, с которыми сталкиваются родители. Что небольшие центры работают в отдельных направлениях и находятся в разных частях города и поэтому не достигается нужного реабилитационного эффекта. Так же говорили о том, что многие родители собирают большие средства, чтобы отвезти ребёнка на лечение заграницу, когда в нашей стране работают на высоком уровне центры, такие как Научно-практический центр детской психоневрологии г Москва Больница № 18. По инициативе нашей группы Галина Александровна связалась с руководством центра, и они готовы помочь нам с подготовкой специалистов, стажировкой на рабочем месте, методическим сопровождением. Так же нашей группой было написано письмо президенту и сделано видеообращение, в котором, мы просим помощи в создании в г. Тольятти современного научно-практического многофункционального психоневрологического центра в Тольятти, где будут сочетаться современные научные разработки с работой грамотных отечественных специалистов разных областей (восстановительного лечения, реабилитации и социальной адаптации в общество). Такой центр должен обладать достаточным количеством специалистов по ЛФК, массажу, лечебному плаванию, иппотерапии, лечение разными видами спорта, отделение сенсорной интеграции и музыкотерапии и многое другое. Ведь в большинстве случаев, при грамотной реабилитации диагнозы снимаются и дети выздоравливают. Из 25 родителей, 20 мам сохранили стойкий интерес к обучению и очень хотят учиться дальше, иметь возможность заниматься со своим ребёнком вместе и в зале ЛФК, и в бассейне, осваивать точечный массаж более подробно. Поэтому мы решили написать проект на создание «школы для родителей», которая сможет работать регулярно. На сегодняшний день этот долгосрочный проект в разработке, и родители могут высказать свои пожелания. А следующие курсы, планируем провести в октябре 2016 года. В завершении хочется сказать, что данное начинание посеяло много надежд, хороших идей для будущего нашего города и наших детей. Мы все вместе, готовы трудиться, учиться, и уверены, что в этом наше государство нас поддержит. И конечно все будет двигаться в направлении развития! Мне лично хочется сказать мамам и бабушкам, которые, несмотря на все сложности, готовы ставить своих детей на ноги, возить в разные части города каждый день и ещё проводить занятия дома, что они, наверное, самый яркий пример материнской любви, их детям очень повезло, что в их жизни есть она самая, любимая и добрая, ласковая терпеливая – МАМА. За поддержку в ходе реализации проекта большое спасибо Рамаевой Ирине и Алексееву Антону, все дела вместе получаются хорошо! Фото-отчет смотрите, в альбомах группы.