В 2004 г. родителями детей с детским церебральным параличом Аксеновой Еленой и Рыбиной Светланой при поддержке ГТООИ «Центр независимой жизни» была создана инициативная группа родителей детей с тяжелой формой инвалидности. В августе этого же года было проведено первое родительское собрание, которое выявило самых активных родителей желающих изменить положение своих детей и отношение общества к таким детям.

Деятельность инициативной группы началась с реализации в декабре 2004 г. проекта «Мир, который меня потерял» при поддержке Общественного фонда Тольятти, Департамента образования г.о. Тольятти, спец.интерната №4 для детей с нарушением зрения. Целью проекта была активизация родителей воспитывающие детей с ДЦП тяжелой формы. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются родители и по сей день это проблема обучения детей с тяжелой формой инвалидности. Психолого-медико–педагогическая комиссия (ПМПК) очень часто ставит заключение, которое звучит как «не обучаемый», тем самым нарушает права ребенка и лишает детей получать образование. Многие родители, услышав такое заключение «опускают руки». Поэтому для решения этой проблемы и был разработан проект.

На базе спец.интерната №4 был создан коррекционно-развивающий пункт. Здесь проводились занятия с дефектологом, логопедом и психологом (групповые и индивидуальные) для детей и их родителей. А также рисование, лепка. Путем привлечения детей с тяжелой формой инвалидности к занятиям и информированием родителей, руководители проекта пытались активизировать родителей, помочь им посмотреть на своих детей другими глазами и понять, что их дети, так же как и все имеют равные со всеми права, тем более на образование.

С сентября 2004 г. на базе Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮиТ) по инициативе руководителя инициативной группы родителей и при поддержке директора ДДЮиТ были организованны занятия по программе дополнительного образования занятия для детей с ограниченными возможностями. Занятия проводились отделами «Мир музыки» и «Мир природы», где дети знакомились с музыкальными инструментами, слушали живую музыку, знакомились с животным миром. А также выполняют работы из глины, соленого теста, аппликации, рисунки.

Проделанная работа уже начала приносить свои результаты. Однако родители не желали останавливаться на достигнутом, и хотели сделать что-то новое для своих детей. В январе 2005 г. родилась идея организации «покатушек» на лошадях для своих детей. Руководитель инициативной группы Аксенова Елена обратилась с такой идеей к старшему тренеру НПКШ «Белая лошадь» Самойлову А.А., который поддержал инициативу родителей организовать первые экспериментальные занятия на лошадях, в которых приняло участие 5 детей с ДЦП. Дети знакомились с лошадками, гладили их, кормили, а кто-то просто привыкал и боролся со своим страхом по отношению к этим новым существам. Затем детей начали сажать верхом и потихоньку катать. Первым инструктором-иппотерапевтом стала Елена Круглова, мама девочки с тяжелой формой инвалидности. Она занималась и организацией и проведением иппотерапевтических занятий в клубе "Белая лошадь". Прошло не много времени, когда родители увидели первые результаты и начало увеличиваться количество желающих заниматься. Поэтому инициативной группой родителей был разработан новый проект «Создание центра иппотерапии и ЛВЕ для детей с тяжелыми формами инвалидности г. Тольятти». Так при поддержке ТГООИ «Центр независимой жизни», ГБФ «Фонд Тольятти» и Департамента социальной поддержки населения мэрии г.о. Тольятти на базе НПКШ «Белая лошадь» начал свою работу Центр иппотерапии и ЛВЕ для детей с тяжелыми формами инвалидности. Целью этого проекта являлось развитие нового для города вида социальной реабилитации – иппотерапии и лечебной верховой езды (ЛВЕ). Создание условий для занятий детей с нарушением опорно-двигательного аппарата физкультурой и спортом, тем самым, решая проблему социальной адаптации и интеграции в обществе по-новому.

Параллельно с этим проектом, с 2005 г., реализовывался еще один проект «Уроки доброты». Проект направлен на решение проблемы отношения общества к людям с инвалидностью. Целью «Уроков» было информирование детей, школьников МОУ города, о проблемах, потребностях и возможностях людей с ОВ, на примере реальных семей. «Уроки доброты» проводились для учащихся 9-11 классов. Проект реализовывался родителями, воспитывающие детей с ограниченными возможностями Аксеновой Еленой и Кругловой Еленой. Мамочки рассказывают о том, с какими трудностями приходится сталкиваться им и их детям в жизни. А также об интересах детей и их возможностях на примере занятий в Центре иппотерапии и во Дворце детского и юношеского творчества.

В феврале 2006 г., родители детей инвалидов создали Некоммерческую организацию «Благотворительный фонд «Луч надежды». Целью Фонда было дальнейшее развитие иппотерапии в Тольятти. (В период с 2006 -08 г. были разработаны и реализованы еще 10 проектов, направленные на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями и развитие новых направлений).

В рамках реализуемых проектов были отправлены родители на обучение в Москву по специальности инструктор по иппотерапии, которые в дальнейшем и стали основными участниками и специалистами Центра, строили своими силами дальнейшую работу. Через год было отмечено, что во время проведения парных занятий (одновременно на двух лошадях) дети начинали соревноваться друг с другом (старались выполнять упражнения лучше). В результате такого наблюдения в октябре 2006 года было проведено итогового занятие (и опрос родителей), которое показало желание в дальнейшем развитии способностей своих детей в области конного спорта. Поэтому было принято решение развивать новое направления в социальной реабилитации детей (людей) с ограниченными возможностями - это конный спорт для инвалидов по программе Специальной олимпиады (олимпиада для людей с нарушениями интеллекта). Стимулом для развития этого нового направления, для Центра и города, явились несколько причин. Во-первых, многие дети с инвалидностью не имеют возможности заниматься, какими - либо видами спорта. Вторая причина, это интерес к занятиям на лошадях, как у детей, так у родителей и их стремление к дальнейшему развитию, как в физическом плане, так и в социальном. В-третьих, данное направление не развито в нашей области, но активно развивается в России и в Европе.

В мае 2007 году был реализован проект «Нет ничего невозможного», целью которого было развитие конного спорта для детей с ограниченными возможностями. Из числа занимающихся ЛВЕ была сформирована команда. Спортсмены прошли специальную подготовку, в ходе занятий они отрабатывали программу соревнований. В октябре в рамках проекта были проведены «Первые городские соревнования по конному спорту среди людей с ограниченными возможностями по программе Специальной олимпиады».

В октябре 2007 г. была проведена выставка творческих работ детей с ограниченными возможностями на базе Дворца детского и юношеского творчества. Целью этой выставки было привлечение внимания общественности к проблемам и возможностям детей с инвалидностью, и изменение отношения самих родителей к возможностям своих детей.

В январе 2008 г. был реализован проекта «Мир с другой стороны» при поддержке Комитета по делам молодежи. Основная цель проекта — содействие психосоциальной, личностной и эмоциональной реабилитации детей группы риска с выраженными эмоциональными нарушениями и социальной адаптации. Это дети из неблагополучных семей. Реализация проекта проходила совместно с социальным приютом для детей и подростков «Дельфин» г.Тольятти. В рамках проекта проводились занятия по ЛВЕ с «дельфинятами», а также совместные занятий с детьми инвалидами, в которых взрослых «дельфинят» привлекали к проведению занятий по иппотерапии.

В мае 2008 г. параллельно началась реализация еще одного проекта «Обучение», при поддержке ГБФ «Фонд Тольятти» в рамках которого было проведено «Открытое первенство по конному инвалидному спорту» в котором приняли участие спортсмены центра «Иппотерапия» (г. Самара).

В декабре 2009 г. руководством фонда было принято решение о регистрации Центра иппотерапии «Живой мир» как самостоятельной организации. Как говорится «малыш вырос» и готов добиться много самостоятельно.

Почему родителями детей инвалидов была выбрана именно иппотерапия и конный спорт? Наши дети - это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата тяжелой формы, т.е. они, лишены возможности, двигаться самостоятельно (при помощи родителей, либо на инвалидных колясках). А они особенно нуждаются в занятиях, которые поднимали бы их дух и дух всей семьи. Проанализировав потребности и возможности наших детей, мы пришли к мнению, что таким занятием является верховая езда. Она улучшает физическое, интеллектуальное и психологическое состояния, дает детям с ограниченными возможностями, возможность свободного движения, где помощником выступает лошадь, учит добиваться успехов и побеждать. А родителей - «не опускать руки». В процессе верховой езды, двигаясь вместе с лошадью всадник инстинктивно старается сохранить равновесие, и тем самым побуждает к активной работе здоровые и пораженные мышцы, даже не замечая этого, чего не удается добиться массажем, физ.процедурами и медикаментами за многие годы посещения реабилитационных центров.

В работе Благотворительного фонда и Центра иппотерапии огромную помощь и поддержку оказывали различные структуры города: Департамент соцподдержки г.о. Тольятти, ГБФ «Фонд Тольятти», Аппарат Правительства Самарской области, Комитет по делам молодежи г.о Тольятти, Департамент физкультуры и спорта г.о. Тольятти, Центральное отделение Сбербанка России г. Тольятти, страховая компания Ингосстрах, ТГООИ «Центр независимой жизни», ДДиЮТ и д.р.

На полученные грантовые средства и благотворительные пожертвования была создана вся необходимая материально-техническая база. Группа специалистов (инструктора по иппотерапии, врач-невролог, тренеры) прошли обучение в Москве, стажировку в С.-Питербурге, что позволило им проводить занятия по ЛВЕ с детьми и взрослыми инвалидами, а также со здоровыми людьми (и детьми, и взрослыми) более качественно и грамотно.

Сегодня наш Центр первый и единственный в городе, который начал развивать иппотерапию и конный спорт для инвалидов. Общее количество участников первых экспериментальных занятий были 5 детей с ДЦП, сегодня это число увеличилось до 500 человек. Основные заболевания, с которыми к нам обращаются это ДЦП, синдром Дауна, детский аутизм, последствия после травм, ЗПРР, сколиоз, психо-эмоциональные расстройства.

Примерно 40% детей имеют тяжелую форму инвалидности, которая проявляется в грубой задержке психо-речевого развития, гиперкинезах, тетрапарезах. Это дети, которые не умеют самостоятельно себя обслуживать (они занимаются по программе иппотерапия). Остальные 60 % - это дети с диагнозом синдром Дауна, ДЦП (с сохранным, либо с небольшим нарушением интеллекта), умеющие себя полностью, либо частично обслуживать. Эти дети занимаются по программе ЛВЕ, они уверенно сидят верхом и в их индивидуальную программу входит обучение управлять лошадью. В эту программу входят элементы вольтижировки, управления лошадью (занятия в седле) на корде, что является подготовительным этапом для участия в дальнейшем в соревнованиях, который проходит под контролем тренера, инструктора по иппотерапии и коновода. В дальнейшем программа усложняется и наездник учится ездить верхом самостоятельно.

По результатам опроса родителей и наблюдений специалистов Центра, инструктора по иппотерапии, психолога и врача-невролога, проводимые занятия благотворно сказываются на физическом и психо-эмоциональном состоянии детей. Продолжает расти число желающих заниматься в Центре иппотерапи (50-70 участников в месяц), что говорит об интересе у жителей г.Тольятти к данному виду реабилитации. Возраст занимающихся в Центре детей колеблется от 1.4 до16 лет и взрослых от 17 до 35 года.

Проведение занятий по иппотерапии и соревнований способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, обычные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, а иногда даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

Путем создания Центра иппотерапии и ЛВЕ, мы, родители, пытаемся решить проблему не только детей инвалидов (их в городе около 3000 чел.), но и взрослых инвалидов, а также «трудных подростков». Создание Центра, это желание предоставить детям и взрослым людям возможность полноценного общения, получать радость от жизни, самореализацию своих возможностей, а не существовать в замкнутом пространстве своих квартир, больниц, проблем.

Цели Центра иппотерапии:

  • создание в г. Тольятти площадки для реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и инвалидов детства, детей сирот и детей из неблагополучных семей;
  • создание условий для развития в г. Тольятти лечебной верховой езды (ЛВЕ) и конного инвалидного спорта; формирования команды паралимпийцев;
  • содействие обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и иных прав и свобод, социально-психологической адаптации детей-сирот и детей из неблагополучных семей;
  • формирование здорового образа жизни детей и взрослых, экологичного мышления и системы ценностей, улучшения морально-психологического состояния детей;

Некоторые из наших сотрудников по разным причинам теперь не работают в центре, но оставили хороший памятный след.

 

 

СЫСОЛЬЦЕВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Должность в центре: 
 Методист-инструктор по иппотерапии

Сысольцева Анастасия Владимировна

Образование - студентка 5 курса ТГУ по специальности ”Специалист по адаптивной физической культуре и спорту”.

Хороших успехов добивается в работе с детьми с аутичным поведением. Совместно с заведующей детским отделением психо-неврологического диспансера разработала форму критериев отслеживании динамики детей-участников занятий.

Творческая личность, активный участник всех клубных мероприятий.

По семейным обстоятельствам Настя переехала в Калининград, там работает в аналогичном "Живому миру" центре иппотерапии "Иппония" - http://vk.com/terapia39

 

 

 

 

ГАВРИЛОВА АНАСТАСИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

Должность в центре: 
 Инструктор по верховой езде и адаптивной физической культуре

Гаврилова Анастасия Евгеньевна

Образование - студентка 5 курса ТГУ по специальности ”Специалист по адаптивной физической культуре и спорту”, имеет 3 разряд по конкуру.

В центре работала с сентября 2008 года. Настя деятельная натура, мастер на все руки. Является спортсменкой - конкуристкой.

Достаточно легкий характер позволяет быстро находить контакт с подростками, поэтому успешно участвует в реализации программ, связанных с детьми группы риска и попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

ФИЛИМОНОВ АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ
Должность в центре: 
 Инструктор по адаптивной физической культуре и спорту

Филимонов Алексей Олегович

Образование - высшее по специальности ”адаптивная физическая культура и спорт”. Специалист по лечебному массажу.

В центре работал с 2007 года.

Настойчивый и целеустремленный характер делает его занятия очень продуктивными и насыщенными. Уделяет большое внимание общефизической подготовке всадника.

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИФЕРОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Должность в центре: 

     Инструктор по адаптивной физической культуре и спорту

Фиферов Сергей Анатольевич

Образование - 5 курс ТГУ по  специальности ”адаптивная физическая культура и спорт”. Специалист по лечебному массажу, КМС по боксу. В центре работает с осени 2009 года. Сразу начал активно участвовать во всех сферах деятельности. Особых успехов достиг в работе с детьми с тяжелой формой инвалидности. Ведет группы по профилактике и лечению опорно-двигательного аппарата (сколиоз). Инициативен, работоспособен, отзывчив.

 

 

 

 

 

 

Кооллектив центра с благодарностью помнит своих сотрудников и желает им успехов на новых поприщах.