Жихарева Юлия Николаевна

(выдержки из работы)

Психологическое влияние иппотерапии на формирование готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с задержкой психического развития занимались Т.В.Егорова, Г.И.Жаренкова, Г.М.Капустина, Ю.А.Костенкова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, У.В.Ульенкова, Н.А. Цыпина. Однако данные подходы рассматривают проблему обучения детей применительно к определенному виду практической деятельности, без учета их психологической готовности. Понимание готовности к школьному обучению как интегрального свойства индивидуальности позволяет рассматривать наиболее общие закономерности и качественное своеобразие развития ребенка как индивида, личности и субъекта деятельности.

Также остается нерешенным вопрос о формировании школьной готовности детей с задержкой психического развития. При существующих подходах в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей приоритет отдается развитию познавательной сферы, но многообразие проявлений задержки психического развития, сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности, отставание в развитии физической сферы требуют нового метода коррекционно-развивающей работы с детьми. Таким методом стал широко известный в странах Западной Европы метод иппотерапии. Он одновременно оказывает положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферы ребенка.

Организация качественно нового изучения и формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития на основе единой теоретико-методологической позиции позволит не только обобщить и объяснить эмпирические данные, но и повысить качество коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории в целом. Поэтому становятся очевидными актуальность изучения психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития и необходимость разработки программы ее формирования.

В качестве основной гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что психологическое влияние иппотерапии, наряду с медицинским, проявляется, во-первых, в стабилизации эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, во-вторых, – в улучшении функционирования познавательных процессов. Применение программы «Психолого-педагогическое обеспечение формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии» является эффективным для развития учебно-важных качеств, входящих в структуру психологической готовности детей данной категории.

Впервые поставлен вопрос о существовании наряду с медицинским психологического влияния иппотерапии на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития; обосновано использование иппотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития; установлены особенности профессионального мышления педагогов, опосредованно влияющих на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития.

Практическая значимость: результаты исследования легли в основу образовательной технологии, реализуемой в муниципальных детских дошкольных учреждениях города Ярославля; результаты исследования позволяют сформулировать научно обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию школьной готовности детей с задержкой психического развития.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Иппотерапия, наряду с медицинским воздействием, оказывает психологическое влияние на формирование школьной готовности.
  2. Использование иппотерапии для формирования школьной готовности эффективно в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития и заключается в стабилизации эмоционального состояния детей, способствует положительной динамике устойчивости и концентрации внимания, образной и вербальной памяти.
  3. Программа «Психолого-педагогическое обеспечение формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии» включает разделы, направленные на формирование и развитие компонентов учебной деятельности. Реализация данной программы повышает уровень психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития.
  4. Успешность подготовки детей с задержкой психического развития к школьному обучению, высокий уровень психологической готовности к школе зависят не только от специфики иппотерапевтических занятий, но и от специальной подготовки педагогов, направленной на развитие профессионального мышления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования были представлены и обсуждены на научно-практической конференции «Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе медико-психолого-педагогической реабилитации ребенка с проблемами в развитии» (г.Ярославль, 2000), на городском семинаре «Осуществление преемственности дошкольного учреждения и школы с целью выстраивания траектории индивидуального развития ребенка» (г.Ярославль, 1999), на научно-методической конференции «Проблемы диагностического и методического сопровождения коррекционного процесса в специализированных дошкольных учреждениях» (г.Ярославль, 1999), на конференции педагогов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида «Терапевтическая педагогика. Виды, методы, средства» (г.Ярославль, 2001), на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова, на методологическом семинаре Ярославского регионального отделения РПО, на заседании лаборатории профессионального и личностного развития ЯрГУ.

Внедрение результатов осуществлялось на базе Муниципальных детских дошкольных учреждений №140, 78 и конно-спортивного клуба «Кабриолет» г.Ярославля. Материалы исследования отражены в 9 публикациях.

Социально-психологические характеристики выборки: в экспериментальном исследовании участвовали 48 детей с задержкой психического развития в возрасте от 5 до 7 лет: 30 мальчиков, 18 девочек. Основную группу, которая прошла иппотерапию, составили 24 человека. Контрольную группу, которая не участвовала в иппотерапевтических занятиях, составили 24 человека. В исследовании участвовали 70 педагогов в возрасте от 20 до 55 лет: воспитатели специализированного детского дошкольного учреждения №140 (35 человек), воспитатели обычных групп детского дошкольного учреждения №85 (35 человек). Вторую квалификационную категорию имеют 25 человек, первую – 32, высшую – 13. Стаж работы до 5 лет имеют 20 человек, до 10 лет – 27, свыше 10 лет – 23.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа развития психики в целом или отдельных ее функций. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств (Н.Ю.Борякова).

Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы и ее резедуально-органическая недостаточность (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, И.Ф.Марковская и др.).

Анализ литературы, посвященной данной проблеме, позволил выделить основные варианты задержки психического развития:

  • задержку психического развития конституционного происхождения;
  • задержку психического развития соматогенного происхождения;
  • задержку психического развития психогенного происхождения;
  • задержку психического развития церебрастенического (церебрально-органического происхождения).

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма, характером нейродинамических расстройств.

В соответствии с современным представлением о структуре учебной деятельности (Н.В.Нижегородцевой) определим особенности готовности детей с ЗПР.

Особенности мотивационной готовности детей с ЗПР. Дети с ЗПР не готовы к принятию тех требований, которые предъявляет школьное обучение и которые не стали мотивами поведения. У них имеется общее положительное отношение к факту поступления в школу, но конкретные условия предстоящего обучения в массовой школе еще не отвечают их потребностям. Интересы дошкольников связаны с игрой. Такой же вывод делают и Н.В.Ефимова, И.А.Коробейников, Е.С.Слепович, У.В.Ульенкова. Дети с ЗПР не осознают важности и нужности обучения, не принимают учебные цели, их деятельность характеризуется общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью. Недостаточная целенаправленность деятельности этих детей выражается в их неумении обдумать свою работу и спланировать ход ее выполнения (Т.А.Власова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина).

Представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности. Дети с ЗПР, не располагая общими умениями и способами выполнения учебной деятельности, не владеют навыками чтения и слого-звуковым анализом слов, счетными навыками и представлением о составе числа, о геометрических формах, не ориентируются в пространстве и в тетради, у них не сформированы элементарные навыки учебной работы, так как они отстают в развитии психических функций по сравнению с другими детьми.

Качества, обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации. Дети с ЗПР отличаются особенностями познавательной деятельности: снижением внимания (И.К.Белова, А.А.Катаева, Е.А.Стребелева), памяти (Н.Г.Лутонян, В.Л.Подобед), мышления (Т.В.Егорова, И.А.Коробейников, Т.А.Стрекалова, У.В.Ульенкова, Н.А.Шивирев), речи (Н.Ю.Борякова, В.И.Лубовский, Е.С.Слепович, Р.Д.Триггер), невысокой эффективностью учебной деятельности (Г.И.Жаренкова, Ю.А.Костенкова, У.В.Ульенкова, С.Г.Шевченко).

Управление учебной деятельностью. У детей с ЗПР не сформированы умения осуществлять необходимый поэтапный контроль. Они часто не замечают допущенные ими ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Слабая сформированность процессов анализа и сравнения приводят к несовершенной оценке как результата выполненной работы, так и способа его получения. Они не могут адекватно мотивировать свою оценку, которая, как правило, бывает завышена и дается вне сопоставления выполненной работы с предложенным образцом. В ответ на просьбу объяснить, почему они так или иначе оценивают свою работу, дети дают необдуманные ответы, часто не соотносят неудачный результат с ошибочно произведенными действиями. Остановимся на тех качествах личности детей с ЗПР, которые имеют наиболее прямое отношение к особенностям выполняемой ими деятельности. Дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Это приводит к тому, что они продолжают допускать прежние ошибки. Непосредственный интерес к заданию у них быстро угасает, особенно при возникновении затруднений в работе. Среди детей с ЗПР (в плане их отношения к деятельности) можно выделить две подгруппы. Некоторые из них нерешительны, не верят в собственные силы, боятся даже небольших трудностей. Другие, наоборот, излишне активны, импульсивны, переоценивают свои возможности, начинают выполнять задание с уверенностью в успехе, однако их действия оказываются малопродуктивными. У этих учащихся необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное и ответственное отношение к собственной деятельности. Формировать указанные качества личности можно лишь на интересующем детей материале.

Таким образом, в условиях задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности (У.Б.Ульенкова, В.И.Лубовский, Л.И.Переслени, П.Б.Шошин, Т.В.Егорова и др.), что проявляется в несформированности всех ее структурных компонентов.

Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития осуществляется в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем (И.К.Белова, И.Н.Волкова, И.А.Кузнецова, Г.Н.Максимова, Г.С.Шевченко).

Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, в детском саду), анализ запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (педагогическое изучение).

Коррекционно-развивающее – предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Данные виды коррекционно-развивающей работы не достигают должного успеха в подготовке к школе детей с задержкой психического развития. Сложность и многообразие проявления задержки психического развития, сочетание незрелости эмоционально-волевой и несформированности познавательной сферы детей при существующих подходах коррекционно-развивающей работы приводят к тому, что приоритет отдается одному направлению работы в ущерб остальным. При этом особый акцент делается на интеллектуальное развитие детей. Эмоционально-волевое и личностное развитие ребенка не принимается во внимание. Отмечая это своеобразие и сопоставляя особенности детей с задержкой психического развития с требованиями школьной готовности, можно сказать, что трудности с обучением у данной категории детей возникают во всех компонентах школьной готовности: не только психологическом, но и физиологическом, и личностном. Поэтому для этой категории детей требуется такой вид коррекционно-развивающей работы, в котором сочеталось бы развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной сферы и сферы общения, а также укрепление здоровья ребенка. Таким видом коррекционно-развивающей работы является иппотерапия.

Сам метод лечения верховой ездой (ЛВЕ) условно делят на иппотерапию (от греческого иппо – лошадь) – лечение с помощью лошади и реабилитационную верховую езду. Помимо этого, есть спортивная верховая езда для лиц с ограниченными возможностями (проводятся специальные соревнования, в том числе для лиц со сниженным интеллектом), а также верховая езда как отдых для инвалидов (D.Baum, M.Gang, C.Kluwer, A.Kroder, B.Ringbeck, Y.Vobberg).

Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды; воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков.

Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций. В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо центральной нервной системы, большое участие принимают симпато-адреналиновая и гипоталямо-гипофизная системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под воздействием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ, способствует быстрому и эффективному расходу энергии. Под воздействием физических упражнений улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц (D.Baum, M.Gang, C.Kluwer, A.Kroder, B.Ringbeck, Y.Vobberg).

У всех детей с отклонениями в развитии «имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям» (Е.М.Мастюкава). Поэтому развитие движений и коррекция двигательных нарушений составляют основу физического воспитания детей с задержкой психического развития. Движения активизируют функции всего организма, усиливают процессы дыхания, кровообращения, улучшают аппетит, нормализуют сон. Особенно полезно для детей сочетание воздуха и движений: это нормализует работу теплорегулирующей системы организма, улучшает состояние центральной нервной системы, что, в свою очередь, также повышает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Для преодоления и коррекции двигательных нарушений в занятия включаются коррегирующие физические упражнения на развитие координации движения, равновесия, ориентировки в пространстве, на развитие силы, ловкости и так далее. Необходимо помнить, что в движении, в действии развивается интеллект человека (в психологии его называют сенсомоторным интеллектом). Обеднив жизнь ребенка движениями, мы задерживаем его умственное развитие (В.Д.Шадриков).

В ходе проведения иппотерапевтических занятий было обращено внимание на то, что верховая езда – это конкретная практическая деятельность, которая понятна ребенку, приятна ему, так как удовлетворяет ряд его потребностей. Иппотерапевтические занятия имеют личностный смысл для ребенка. Они затрагивают его эмоциональную и личностную сферы, влияют на уровень притязания детей, самооценку, самоконтроль.

Психологические наблюдения показывают, что открытие учащимися личностного смысла учения делает его значительно успешнее: легче усваивается учебный материал, повышается работоспособность, концентрируется внимание (А.К.Маркова). Проведенное нами исследование подтвердило влияние иппотерапии на эмоциональную сферу, внимание, память детей с задержкой психического развития. Таким образом, кроме медицинского воздействия, нами было выделено еще и психологическое влияние иппотерапии на детей с задержкой психического развития.

Мы определяем иппотерапию как метод коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития, способствующий развитию физиологической, эмоциональной и познавательной сфер.

Иппотерапевтические занятия способствуют развитию функциональных систем организма ребенка и улучшают состояние его здоровья. Иппотерапевтические занятия сочетают в себе черты игровой и учебной деятельности, являясь предпосылкой к овладению школьной учебной деятельностью. Опосредованная мотивация иппотерапии является предпосылкой развития учебной мотивации. При иппотерапевтическом занятии учебные цели смещаются на условия иппотерапевтического занятия, что способствует овладению навыками учебной деятельности.

Иппотерапевтические занятия отвечают принципу единства аффекта и интеллекта. Стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических занятиях повышает концентрацию и устойчивость внимания детей с задержкой психического развития (r = 0,81, P > 0,95), способствует улучшению зрительной (r = 0,73, P > 0,95) и вербальной (r = 0,72, P > 0,95) памяти.

Овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для ребенка с задержкой психического развития ситуацию успеха. Это способствует повышению самооценки детей. Кроме того, самостоятельное управление лошадью требует от ребенка больших волевых усилий, выдержки, умения регулировать и организовывать свою деятельность.

Развитие моторных навыков на занятиях иппотерапией является условием формирования мелкой моторики руки детей с задержкой психического развития.

По нашему мнению, иппотерапия способствует формированию учебной деятельности детей с задержкой психического развития.

В основе предлагаемой программы лежит идея использования иппотерапии как метода коррекционно-развивающей работы для формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития.

Организация групп осуществляется на базе дошкольного учреждения. Комплектация групп проводится по основному диагнозу (задержка психического развития). Количество участников группы – восемь-десять человек. Занятия проводятся в течение всего учебного года два раза в неделю. Продолжительность занятий индивидуальна для каждого ребенка. Темп обучения определен физическим и психическим состоянием ребенка. В среднем продолжительность занятия – 15-20 минут.

Занятие по иппотерапии проводят два специалиста: инструктор по верховой езде и учитель-дефектолог.

Педагог является ключевой фигурой в учебно-воспитательном процессе и коррекционно-педагогической деятельности. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, подбирает и применяет конкретные методы и приемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков в развитии и поведении детей.

В процессе формирования школьной готовности детей посредством иппотерапии у педагогов возникали разнообразные затруднения, значительная часть которых проявлялась в педагогических проблемных ситуациях. Особенности их осмысления и решения исследовались с помощью следующих методов: наблюдения, диагностической беседы и др. Особую роль в исследовании особенностей профессионального педагогического мышления играло психологическое консультирование педагогов, обращавшихся по поводу затруднений, возникавших при формировании школьной готовности детей с задержкой психического развития. В связи с проведенной работой на данном этапе исследования возникла необходимость создания психодиагностической методики исследования взаимосвязи доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций.

Установление влияния иппотерапевтических занятий на изменение эмоционального состояния детей с задержкой психического развития проводилось путем сопоставления изменения эмоционального состояния детей до и после занятия иппотерапией. При проведении данного исследования было выявлено улучшение эмоционального состояния детей после иппотерапии. Для установления достоверности полученных результатов были проведены исследования эмоционального состояния детей с ЗПР до и после программных занятий, до и после прогулки на свежем воздухе. Для установления значимости различий в количестве улучшений и ухудшений эмоционального состояния детей в результате занятий иппотерапией, прогулки и программных занятий нами был использован метод «Хи-квадрат». Вычислена разница между эмпирическими и теоретическими частотами для изменения эмоционального состояния в результате иппотерапии и программных занятий – c² = 9,18, в результате иппотерапии и прогулки – c² = 17,79. Полученные значения c² являются значимыми на 5%-м уровне, что подтверждает позитивное влияние иппотерапии на стабилизацию эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, посредством чередования аллюра лошади.

Установление влияния иппотерапевтических занятий на познавательную сферу детей с задержкой психического развития проводилось путем сопоставления показателей уровня развития внимания, зрительной и вербальной памяти до и после занятия иппотерапией.

Таким образом, стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой психического развития в процессе иппотерапевтических занятий и улучшение функционирования психических познавательных процессов, полученные в ходе эмпирического исследования, позволили выдвинуть гипотезу о возможности повышения уровня развития учебно-важных качеств, входящих в структуру школьной готовности, посредством специально созданной программы психолого-педагогического обеспечения формирования школьной готовности через иппотерапию. Проверка данной гипотезы легла в основу экспериментальной части нашего исследования (проведения формирующего эксперимента).

Установление различия уровня школьной готовности детей с задержкой психического развития, которые прошли программу иппотерапии (экспериментальной группы), и детей контрольной группы проводилось путем сопоставления уровня школьной готовности детей этих групп в начале и в конце учебного года по методике «КДГ» (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков) (табл.3).

Таким образом, уровень школьной готовности детей с ЗПР, которые прошли иппотерапию, выше уровня школьной готовности детей контрольной группы. Кроме того, в группе, в которой проводилась иппотерапия, у значительно большего числа детей снят диагноз «задержка психического развития»

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что программа психолого-педагогического обеспечения формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии способствует формированию учебной деятельности детей с задержкой психического развития.

В заключении обобщаются полученные результаты, формулируются выводы, намечаются направления дальнейших исследований.

Результаты проведенного исследования подтверждают высказанную гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

  1. Иппотерапия, наряду с медицинским воздействием, включает психологический компонент, влияющий на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития.
  2. Иппотерапия является эффективным методом коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.
  3. Иппотерапия влияет на формирование школьной готовности детей с задержкой психического развития:
    • опосредованная мотивация иппотерапевтических занятий является предпосылкой формирования учебной мотивации детей с задержкой психического развития;
    • овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью создает для ребенка с задержкой психического развития ситуацию успеха, что способствует повышению самооценки детей с задержкой психического развития;
    • смещение учебных целей на условия иппотерапевтических занятий способствует развитию такого учебно-важного качества, как принятие учебной задачи;
    • стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических занятиях, высокий уровень устойчивости и концентрации внимания способствуют развитию и формированию таких учебно-важных качеств, как уровень обобщения, зрительный анализ, вводные навыки;
    • положительный эмоциональный фон иппотерапевтических занятий и высокая мотивация способствуют более точному и прочному запоминанию учебного материала;
    • овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью требуют от ребенка больших волевых усилий, выдержки, умения регулировать и организовывать свою деятельность, что способствует развитию произвольной регуляции деятельности детей с задержкой психического развития;
    • развитие моторных навыков на занятиях иппотерапией является условием формирования мелкой моторики руки детей с задержкой психического развития, что опосредованно влияет на развитие графических навыков у детей с задержкой психического развития.
  4. Выявлено влияние иппотерапии на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития:
    • чередование аллюра лошади «шаг – рысь» оказывает успокаивающее и расслабляющее действие на детей с неустойчивым видом органического инфантилизма (психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью);
    • чередование аллюра лошади «шаг – рысь – галоп» оказывает стимулирующее, бодрящее действие на детей с тормозимым видом органического инфантилизма (преобладанием пониженного фона настроения).
  5. Выявлено влияние иппотерапии на познавательную сферу детей с задержкой психического развития:
    • стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, происходящая на занятиях иппотерапией, способствует повышению устойчивости и концентрации внимания;
    • стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой психического развития, происходящая на занятиях иппотерапии, способствует улучшению запоминания вербального и зрительного материала.
  6. Разработана методика определения доминирующего уровня проблемности при решении педагогических проблемных ситуаций, которая используется в целях подбора кадров для работы в иппотерапевтической группе.
  7. Разработана, апробирована и внедрена программа психолого-педагогического обеспечения формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития посредством иппотерапии.

На правах рукописи
Жихарева Юлия Николаевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Ярославль – 2002

Лечебная верховая езда детей с дефицитом концентрации внимания и гиперактивностью

А.И. Крапивкин

Одними из часто встречающихся проблем детского возраста являются трудности в концентрации и поддержании внимания и связанные с ними нарушения обучения, памяти, а также сложности обработки информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира. Данное состояние носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Под дефицитом внимания понимают такое состояние ребенка, когда он не обращает внимания на детали, допускает промахи в работе, не слушает то, что ему говорят, не в состоянии следовать инструкциям, не может организовать игру или деятельность, легко отвлекается, часто теряет вещи, бывает забывчив, ему сложно выполнять задания, требующие длительной концентрации внимания. Дети с гиперактивностью-импульсивностью могут совершать суетливые движения руками и ногами, часто вскакивают со своего места, не могут играть в "тихие" игры, всегда находятся в движении, очень много говорят, отвечают на вопросы, не выслушав их до конца, не могут дождаться своей очереди, вмешиваются в разговоры и игры других, часто не способны остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие. Нередко подобное поведение детей с трудом контролируется родителями. Нарушения внимания и/или явления гиперактивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном и иногда даже высоком интеллекте плохо учится и имеет целый ряд ассоциированных социальных и психологических проблем. Практически в каждом классе есть дети, страдающие подобными нарушениями. Всё это в дальнейшем может привести к дезадаптации в профессиональной и социальной сферах. До настоящего времени не разработана четкая система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания, что связано с неясностью причин возникновения данного синдрома. Спектр используемых в лечении лекарственных препаратов ограничен, медикаментозная терапия не всегда достаточно эффективна. Сейчас большое внимание уделяется нелекарственным методам коррекции таких нарушений. Одной из используемых в мире методик являются занятия лечебной верховой ездой. Искусство управления лошадью требует предельной двигательной сдержанности и внимательности. Уход за животным в конюшне способствует формированию навыков опрятности. Наилучший эффект отмечается при выполнении упражнений по смене ритма верховой езды, вольтижировки, гимнастических упражнений в седле, в том числе и с использованием гимнастических снарядов. Регулярные занятия позволяют направить энергию ребенка в "правильное русло". В связи с тем, что ребенок испытывает сложности с концентрацией внимания, необходимо, чтобы во время занятий лечебной верховой ездой в течение определенного промежутка времени от него требовалось выполнение только одного задания, а не нескольких. Учитывая отвлекаемость ребенка, первоначально следует использовать только индивидуальные занятия без присутствия зрителей. По мере выработки умения концентрироваться можно постепенно вводить таких детей в групповые занятия. Важным является выбор лошади для занятий ЛВЕ детей с гиперактивностью. Животные должны быть уравновешенными, спокойно переносить "суетливого" наездника. Полученные навыки помогают социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, но только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества. 

А. И. Крапивкин,  врач-невропатолог, сотрудник  НИИ педиатрии и детской хирургии.

Источник- сайт конно-спортивного клуба "Мустанг"